Налетела грусть? Самое время садиться за компьютер и начинать игру в покер. Во всяком случае, австралийские психологи считают, что именно плохое настроение – лучшее для игры.
Советы, которые может получить начинающий игрок, слишком часто просты для понимания, очевидны и всеобъемлющи. Так же часто эти советы оказываются неправильными или по крайней мере спорными. Один из таких "очевидных" советов – "играйте только в хорошем настроении".
Дело тут не только в игроках, которые садятся за стол, чтобы развлечься или отвлечься, просто отдохнуть, сменить обстановку, добавить в свою жизнь эмоций и азарта, соревнования — да мало ли достойных причин, по которым люди вступают в игру. Этот совет не очень хорош и для тех, кто хочет превратить игру в хобби, приносящее доход. А может быть, и в профессию. Плохое настроение часто не только не мешает игре, но и вполне способно принести пользу.
Если играть в хорошем настроении, то рационально оценить игру, оппонентов, собственные успехи и ход конкретной раздачи намного сложнее, чем в обыкновенном рабочем состоянии или даже в состоянии лёгкой депрессии. (Речь идёт о бытовом, а не психиатрическом понимании слова "депрессия".) Это явление получило наименование "депрессивный реализм".
Люди в хорошем настроении намного чаще, чем их хмурые оппоненты, пренебрегают мелочами, чаще действуют шаблонно, не обращая внимания на изменившиеся условия решения задачи, не утруждая себя проверкой и не включая механизмы самоконтроля. Хорошее настроение слишком часто блокирует спусковые механизмы, отвечающие за здравый смысл.
Напротив, люди в плохом настроении склонны давать объективные оценки и прогнозы ситуации, не переоценивая себя и свои способности. Будучи расстроенным, человек становится своего рода занудой, углубляется в размышления, обращает внимание на любые мелочи вокруг себя, запоминает их, анализирует.
"Находясь во власти грустных мыслей, человек становится менее легковерным, в нём просыпается здравое мышление и улучшается память", — утверждают австралийские психологи из университета Нового Южного Уэльса, изучавшие особенности принятия решений людьми, находящимися в том или ином эмоциональном состоянии.
В ходе разнообразных экспериментов испытуемые решали задачи, принимали решения, а затем аргументировали их. Оказалось, что, находясь в подавленном состоянии, люди намного реже принимали поспешные решения, меньше зависели от предрассудков. Когда их рассуждения основывались на штампах или стереотипах, они пытались проверить, применимы ли эти стереотипы при решении конкретной задачи. Практически всегда они лучше излагали мысли в письменном виде, аргументируя их серьёзными доводами.
Люди "не в духе" были критически настроены к окружающим, правильно оценивая их игровые стратегии.
То, как ведёт себя игрок в ходе сессии, не очень сильно отличается от того, как он ведёт себя в обыкновенной жизни, ведь механизм принятия решений каждым конкретным человеком в том и другом случае принципиально не отличается.
Можно предположить, что игрок в состоянии "депрессивного реализма" не переоценит хитрость и разум оппонента, приняв глупые или ошибочные ходы за хитрейший розыгрыш. В этом же состоянии меньше шансов на то, что игрок будет принимать спорные или даже неправильные решения, основанные на случайной статистической выборке за пару сотен рук.
Конечно, плохое настроение может сыграть и злую шутку. Особенно если в ходе сессии не удаётся отвлечься от собственных проблем. Главное – не решать в ходе сессии задач, выходящих за рамки стола или экрана монитора. В этом случае лёгкая грусть не только не помешает, но и сослужит добрую службу.
|